Кому в обязательном порядке необходимо открывать медпункт?
Существует несколько законодательных актов, регламентирующих порядок организации медпунктов. Они же и отвечают на вопрос, какие именно компании обязаны открывать здравпункты на своей территории.
Как указано выше, в Трудовом кодексе РФ указано, что работодатель обязан обеспечить сотрудникам «Отсутствие опасности в условиях труда» (ч. 1 ст. 212 Трудового кодекса РФ), а также «Сервис для сотрудников в соответствии с принятым регламентом санитарно-бытовых, профилактических и оздоровительных мероприятий» (ч.2 ст.212 Трудового кодекса РФ). О наличии именно медпункта говорится в двух других документах – федеральном законе №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года и СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания» (п. 5.27). В ФЗ №323 указано, что медпункт должен функционировать в обязательном порядке на крупных и средних предприятиях. А СНиП 2.09.04-87 уточняет численность предприятий: от 50 до 300 сотрудников в штате - для открытия медпункта; более 300 работников – для открытия фельдшерского (врачебного) пункта.
Важно учитывать и специфику предприятия. Организация медпункта на собственной территории обязательна для компаний в нескольких отраслях:
-
добыча нефти и газа на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, а также при бурильных работах на море;
-
охранные услуги;
-
производство пищевой продукции;
-
общепит;
-
транспортные услуги;
-
образовательные, некоторые бытовые услуги.
Предприятия, не относящиеся к прописанным в законе требованиям, также могут открывать медпункты, чтобы позаботиться о здоровье своих сотрудников. Но при этом они должны соблюдать все обязательные условия, включая получение лицензии на медицинскую деятельность и прием в штат медперсонала либо заключение договора со специализированной компанией. Подробнее об условиях организации медпунктов читайте ниже.
Какая деятельность осуществляется медпунктом на предприятии?
Что входит в работу медпункта и зачем он нужен. В первую очередь, это оказание первой медицинской помощи в экстренных ситуациях. Вторая важная функция – организация предрейсовых (предсменных) и послерейсовых (послесменных) осмотров тех категорий работников, которые обязаны их проходить, например, водители или шахтеры. Третья – плановые медосмотры всех сотрудников предприятия (обычно раз в полгода/год), а также вакцинация. Четвертая функция – контроль медицинских книжек, журналов медосмотров и других медицинских документов сотрудников. И пятая – закупка, учет и хранение лекарственных средств, необходимых для выполнения всех перечисленных функций.
Какие требования предъявляются к медпунктам внутри компаний?
Согласно закону, медпункт на предприятии должен занимать не менее двух комнат площадью свыше 15 кв.м. Обе комнаты должны иметь дневное освещение и хотя бы в одну должна быть проведена вода и канализация. Пол и стены обоих помещений должны быть такими, чтобы их можно было чистить и мыть. Минимальный набор мебели в медпункте включает стол, стулья, медицинскую кушетку, шкафы для хранения лексредств и документов, а также холодильник для медицинских препаратов.
Особые требования предъявляются и к оборудованию медпункта. Что включено в перечень? Весы, ростомер, тонометр, глюкометр. Должны быть в кабинете компьютер и аппараты для физиотерапии. Не возбраняется и увеличение этого списка по инициативе работодателя.
Что необходимо для организации медпункта на предприятии?
Следует отметить, что у компании-работодателя есть два варианта действий для соблюдения законодательной базы по организации медпунктов:
1 – самостоятельно получить медицинскую лицензию и взять в штат сотрудника с медицинским образованием;
2 – заключить договор со специализированной компанией, имеющей соответствующую лицензию.
У первого варианта есть ряд преимуществ, таких как экономия рабочего времени сотрудников, которым не придется тратить его на обращения в медицинские учреждения, возможность раннего диагностирования профессиональных заболеваний, облегчение документооборота, если больничными, медицинскими полисами и пр. документами будет заниматься собственный медпункт. И еще один весомый плюс – снижение налогооблагаемой базы (возможно и при договоре со сторонней организацией, имеющей лицензию).
Итак, если компания выбирает первый вариант, то для организации медпункта на своей территории потребуются следующие действия:
- сделать копии учредительных документов организации;
-
оставить заявку в Роспотребнадзоре на открытие медицинского пункта;
-
получить медицинскую лицензию;
-
создать Положение о медицинском (фельдшерском, врачебном, оздоровительном) пункте на предприятии,
-
добавить в штатное расписание медперсонал и подготовить ДИ для сотрудников медпункта.
- Экстренная помощь. Благодаря оборудованному по последнему слову техники процедурному кабинету и высокой квалификации медицинских сестер пациент с острой болью может получить быструю и эффективную помощь, а также провести в условиях стационара «СМП Мед» полноценный курс лечения.